ПДД для спецтехники

17.02.2019
Для спецтехники характерны некоторые технические особенности (например, значительные массогабаритные показатели и тихоходность), из-за которых ее перемещение по дорогам России должно регулироваться в отдельном порядке. Однако главная проблема заключается в том, что правила дорожного движения в этой области далеко не всегда отличаются ясностью.

Новая редакция ПДД, вышедшая 1 марта 2009 г., регламентирует лишь перемещение по дорогам спецтехники, чьи габариты не превышают 2,55 м по ширине, 4 м – по высоте и 20 м – по длине. Если же данные параметры превзойдены, то такая спецтехника должна быть обозначена желтым или оранжевым маячком. Благодаря этому другие участники дорожного движения будут своевременно предупреждены о потенциальной опасности. Следует также отметить, что наличие такого маячка никаких преимуществ не дает (ПДД, пп. 3.4 и 23.5).

В тех случаях, когда габариты спецтехники не выходят за установленные пределы, ее водители должны следовать общим правилам, которые хорошо известны и не требуют особых комментариев. При этом необходимо обратить особое внимание на тот раздел ПДД, в котором оговаривается правила перевозки грузов.

Так как же насчет «особых правил» для спецтехники? На практике они сводятся к нескольким положениям. Так водители негабаритного транспорта, к числу которого относится и большинство спецтехники, имеют право не соблюдать требования дорожной разметки, если это необходимо по соображениям безопасности. При движении они также имеют право использовать ту полосу, которую считают наиболее удобной для себя. Кроме того, в особых случаях допускается даже игнорирование дорожных знаков «Направления движения по полосам» (5.15.1 и 5.15.2).

Из этого можно сделать вывод о том, что в каждом конкретном случае передвижение спецтехники по дорогам должно согласовываться в индивидуальном порядке. Важнейшая роль в данном вопросе отводится маршруту следования и связанным с ним ограничениям (например, по высоте тоннелей или грузоподъемности мостов, а также по возможности заезда в центр города).

Из-за того, что строительные катки, асфальтоукладчики и тому подобная спецтехника не способна передвигаться с достаточной скоростью, для ее перевозки обычно используют специальные полуприцепы. Для них характерна пониженная высота грузовой платформы (до 1000 мм), а также наличие лебедки, предназначенной для погрузки и транспортировки неисправной спецтехники. Грузоподъемность данной разновидности полуприцепов колеблется в диапазоне от 5 до 60 тонн, а количество осей может быть больше трех (это зависит от массогабаритных показателей перевозимой спецтехники). Преимущество подобного способа транспортировки заключается в повышенной устойчивости подобных полуприцепов, которая достигается за счет небольшого дорожного просвета и низко расположенного центра тяжести. Также следует отметить, что погрузочно-разгрузочные работы в этом случае проходят намного быстрее. К сожалению, использование полуприцепов с малым клиренсом (30 см) в российских условиях заметно ограничено низким качеством дорог. Поэтому предпочтение отдается полуприцепам, чей клиренс равняется 50-60 см.

В некоторых случаях (например, при перевозке сверхтяжелой спецтехники) правила предусматривают использование комбинационной модульной разновидности полуприцепов. Они представляют собой несколько отдельных тележек, оснащенных дополнительными техническими приспособлениями: специальным поворотным механизмом, электронным управлением и т.п. Самоходная спецтехника при перемещении по российским дорогам должна соблюдать следующие требования: движение на малой скорости, использование специального сигнала для предупреждения о готовящемся маневре и т.д. Обязательным условием является наличие знака «Тихоходное транспортное средство», а также включенного проблескового маячка (оранжевого или желтого цвета). При управлении спецтехникой следует придерживаться правил дорожного движения, исходя из ее технических особенностей, которые содержатся в инструкции по эксплуатации.